51(V); 65(V); 80(V)
2017 г.
Алгоритм 21: 2561ʹ + [100(5 – 1) + 80]ʹ = 3041ʹ × 60ʺ/100,8717ʺ + 208,18 = 2017 г.
51(V)
Le gent de Dace, d’Angleterre & Polonne
Et de Bohesme feront nouuelle ligue:
Pour passer oltre d’Hercules la colonne,
Barcins, Tyrrens dresser cruelle brigue.
65(V)
Subit venu l’effrayeur sera grande,
Des principaulx de l’affaire cachés:
Et dame en braise plus ne sera en veue,
De peu à peu seront les grans faschés.
80(V)
Logmion grand bisance aprouchera,
Chassé sera la barbarique ligue:
Des deux loix l’vne l’estinique lachera,
Barbare & franche en perpetuelle brigue.
51(V)
Жители Дакии, Англии и Польши
И Богемии получат новую лигу.
Чтобы пройти мимо Геркулесова столпа,
Барцинсы, Тирренцы [будут] затевать жёсткое обсуждение.
65(V)
Внезапно пришедший страх будет велик,
От главных [участников] процесса скрытый.
И огненная дама (дама в углях) больше не будет видна,
Постепенно будут великие раздражены.
80(V)
Великий Логмион Византию приблизит,
Будет изгнана варварская лига.
Из двух законов языческий отпадет,
Варвар и свободный в постоянной распре.
Этот трёхкатренник описывает современные нам события с 1997 по 2017 год, и события эти связаны с такой известной организацией как НАТО и её расширением на восток. Конечно, наивно искать в катренах само слово НАТО или Североатлантический альянс (лига, союз), как и полный перечень участников или основателей альянса, который никакое четверостишие не вместит. И надо понимать, что перед нами краткое описание современных нам событий образованным человеком XVI века, который мог рассказать о далеком для него будущем только в терминах и понятиях своего времени, стараясь ещё при этом намеренно скрыть некоторые острые и легкоузнаваемые моменты («Я скрыл здесь от знающих и осторожных, то есть могущественных и правящих, и разъяснил всё избранным и проницательным»). Можно только догадываться как нелегко было разобраться Нострадамусу в политических хитросплетениях далёкого будущего.
Представьте себя, на месте Нострадамуса и попытайтесь описать какое-нибудь политическое событие XXV века, о котором вам расскажут и покажут какие-то Высшие силы. Как изменится за эти века мировоззрение человека, языки, и даже названия государств, некоторые исчезнут, появятся новые, так что не стоит ожидать в катренах Нострадамуса об очень далеком будущем документальной точности. Но поражает сам факт существования информации о нашем времени у человека XVI века. Пусть искаженной в силу объективных причин, но она была. И выходит, что существовала всегда!
Итак, катрен 51(V). Странный перечень государств в первых двух строках, образовавших какую-то новую лигу, трудно связать с фактом нашей истории, и мы невольно относим это событие в будущее, но третья строка катрена приоткрывает завесу тайны. «Пройти мимо Геркулесова столпа» (в оригинале столпа, а не столпов) – означает пройти через пролив Гибралтар, достопримечательностью которого является тот самый «столп» – Гибралтарская скала. В древности её и скальный массив на противоположном берегу пролива в Африке называли Геркулесовыми столпами. Пролив соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном, но, чтобы пройти в Атлантику из Средиземного моря, совсем не обязательно создавать лигу (союз), тем более Богемии (Чехии), у которой и выхода в моря нет. И даже если допустить, что эти слова относятся к последней строке, надо помнить о целостности сюжетной линии катрена и причинно-следственной связи последних строк с первыми.
Таким образом, мы приходим к выводу о символическом смысле третьей строки, подразумевающим не буквальный проход через Гибралтар в Атлантику, а вступление указанных стран в военно-политический блок НАТО (Североатлантический альянс). Именно вступление, а не создание (образование), ведь они хотят войти в Атлантику, символизирующую собой Североатлантический альянс. Но в переводах обычно «создадут» или «образуют» лигу, что отвечает современному значению глагола feront (faire – инфинитив) во второй строке – «делать», «создавать», «творить», «производить», «исполнять», «совершить поступок» и т.п. Глагол faire – одно из старейших слов французского языка, и в средние века несло в себе намного больше значений, чем в наши дни. В словаре среднефранцузского языка Ф. Годфруа, кроме сохранившихся до наших дней, находим такие значения этого глагола: «получать», «приобретать», «раздобыть», «действовать», «нести», «ходить», «шагать» и т.д. Именно эти значения faire приводит Годфруа в первую очередь в своём словаре, и только в «Дополнении» к нему те, что сохранились до наших дней. Наиболее подходит для контекста катрена 51(V) перевод faire как «получать» или «приобретать». Указанные в нём страны действительно «получат лигу» (будут приняты в лигу), а не «создадут» её. Это не касается Англии, о ней разговор отдельный.
«Новая лига» – это Североатлантический альянс, но была и старая лига у этих стран – «Варшавский договор», куда они входили прежде. На Мадридском саммите НАТО в июле 1997 г. было объявлено о поддержке вступления в альянс трех бывших стран «Варшавского договора» – Польши, Чехии и Венгрии.
Требует разъяснения и приведенный Нострадамусом список государств. Если Польша и Чехия вопросов не вызывают, они действительно были приглашены в числе первых в НАТО на том саммите в 1997 г., то Дакия и Англия выглядят в этом списке странно. Античная Дакия в катренах Нострадамуса обычно воспринимается как современная Румыния, которая появилась на её землях только в 1877 г., и он, естественно, не мог её знать. Но используя античный топоним Дакия, Нострадамус мог подразумевать не только будущую Румынию, но и, существовавшую в его время, Венгрию. Дело в том, что ядром государства даков в античную эпоху была историческая область Трансильвания, в этих краях находилась и столица даков. На протяжении веков этот регион не раз переходил из рук в руки, и в средневековье был в составе Венгерского королевства. И только после Второй мировой войны Трансильвания полностью вошла в состав Румынии, и сейчас это Западный, Северо-Западный и Центральный регионы страны.
Но почему Нострадамус не назвал в этом катрене Венгрию открыто, как можно увидеть в целом ряде других катренов? Думаю, что полностью открытый список кандидатов на членство в НАТО, приглашённых на Мадридский саммит, сделал бы катрен 51(V) слишком ясным и легко узнаваемым, ведь в наши дни многие события так или иначе связаны с Североатлантическим альянсом, и находятся в центре внимания мировой общественности. А Нострадамус явно осторожничал, когда речь в катренах заходила о XXI веке. Не потому ли, что в этом веке «большая ясность будет дана» его пророчествам (см. катрен 94(III))?
Итак, можно уверенно допустить, что в данном катрене Нострадамус под Дакией скрыл Венгрию, а не Румынию. Именно Польша, Чехия и Венгрия были той первой тройкой бывших соцстран, ставших членами НАТО. А Англия в этом списке представляет одну из стран основательниц альянса, ведь не зря он носит название Североатлантического. США, Канада и Англия омываются водами северной Атлантики, но первых двух стран во времена Нострадамуса ещё не существовало, и не было на их территориях никаких предшествующих им государственных образований, как у Венгрии и Румынии, а Англия была ему хорошо известна, и, собственно, она была прародительницей первых двух. Ещё до основания альянса в апреле 1949 г. эти три страны вели между собой переговоры о создании союза на основе их цивилизационного единства. Так что Англия в катрене может представлять не только саму себя, но и англосаксонский мир, который был инициатором создания союза с целью защиты Европы от потенциальной угрозы советской экспансии.
Тогда, 4 апреля 1949 г., членами НАТО стали 12 государств. Перечислить их всех в катрене невозможно, да и ни к чему, а поставив, предложенную интерпретацию катрена, под сомнение, следует согласиться с тем, что Румыния, Англия, Польша и Чехия создадут какой-то новый союз, чтобы пройти Гибралтарский пролив, а барсинцы (испанцы) и тирренцы (итальянцы) затеют жесткое обсуждение по этому поводу. При этом, правда, остается неясным зачем это Англии, находящейся и так в Атлантике, да и Гибралтар под её контролем; Польше, имеющей выход в Атлантику через Балтийское и Северное моря; и Чехии, не имеющей вообще выхода в моря?
Окончательную точку в интерпретацию катрена 51(V) ставит его последняя строка – «Барсинцы, Тирренцы [будут] затевать жесткое обсуждение», где «барсинцы» – это барселонцы, от латинского Barcino, Barcinona – Барселона, и в конечном счёте – испанцы, а «тирренцы» – это тосканцы, и окончательно – итальянцы. И чтобы понять о чём идёт речь в строке, следует обратиться к истории Мадридского саммита 1997 г.
Соединённые Штаты настаивали на расширении НАТО Польшей, Чехией и Венгрией, как наиболее подготовленных в военной и общественно-политических сферах. Эту позицию поддерживали Великобритания и ещё четыре европейских страны (может поэтому Англия и названа с тремя кандидатами на членство в НАТО?). Но девять других членов НАТО, среди которых были Испания и Италия (также хорошо известные Нострадамусу) настаивали на присоединении к Польше, Чехии и Венгрии также Румынии и Словении (не потому ли Дакия появилась, что может скрывать под собой как Венгрию, так и Румынию?). В результате ожесточённых дискуссий («…[будут] затевать жесткое обсуждение») относительно окончательного списка государств были приглашены только три восточноевропейских страны – Польша, Чехия и Венгрия. Думаю, эта строка катрена должна развеять последние сомнения в правильности его интерпретации.
Катрен 65(V). Он продолжает тему катрена 51(V), показывая изнутри процесс расширения альянса. После распада СССР и объявления Российской Федерацией себя его правопреемницей, страны бывшего соцлагеря поспешили под «зонтик НАТО» не от большой любви к Западному миру, а из-за опасения вновь оказаться под властью Москвы, и установления у них режимов подконтрольных ей, и как следствие – проведение политических и социальных реформ по образцу Советского Союза. Ведь в РФ мало что изменилось в сравнении с СССР как во внутренней, так и во внешней политике, и агрессивность со стремлением к экспансии остались прежними. А Венгрия (1956 г.), Чехия (1968 г.) и Польша больше других соцстран испытали на себе «заботу» Москвы о правильности их курса. Правда, в Польше в отличие от Венгрии и Чехии обошлось без крови, но почти полвека после 1945 года в ней находились многочисленные воинские гарнизоны Советской армии. Поэтому и были эти страны в первых рядах кандидатов на вступление в НАТО.
Нострадамус отобразил, сказанное выше, очень лаконично в первой строке катрена 65(V): «Внезапно пришедший страх будет велик». Но подобный страх отсутствовал у «главных [участников] процесса», т.е. у западных членов альянса, которые не прочувствовали на себе все «прелести» коммунистической системы, ведь из-за «железного занавеса» до них доходила в основном только кремлёвская пропаганда. Это во второй строке катрена.
«Огненная дама» («Дама в углях») в третьей строке – это символический образ «горячей войны», которая в дни противостояния военных блоков НАТО и «Варшавского договора» постоянно маячила на горизонте за спиной «холодной войны». Но с исчезновением СССР и «Варшавского договора» «огненная дама больше не будет видна». Война у французов (guerre) женского рода, что вполне сочетается с «огненной дамой».
Последнюю строку («Постепенно будут великие раздражены») хорошо проясняет речь президента России В. Путина на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 г., в которой он с гневной тирадой выступил в отношении США в качестве «единственного полюса мира», и против расширения НАТО. Позднее, в январе 2022 г. в Женеве на закрытых переговорах американской и российской делегаций глава российской делегации по-хамски заявил: «НАТО надо собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 г.». Таким образом, уже через десять лет после Мадридского саммита стало очевидным, что упование на дальнейшее спокойное, мирное сосуществование Западного мира с Востоком было непростительной наивностью. А через двадцать пять лет «огненная дама», которую так опасались во второй половине XX века, полномасштабно заполыхала в Украине, но это уже рамками данного трёхкатренника, он завершается началом 2017 года.
Катрен 80(V). Как и в первом четверостишии, мы здесь вновь сталкиваемся с Геркулесом, но уже в его кельтско-галльском проявлении – Огмий (Огмиос), представленный Нострадамусом как Логмион. И символизирует он здесь сам Североатлантический альянс, а не вступление в него («проход мимо Геркулесова столпа»). Но Геркулес, в свою очередь, – это древнеримский аналог греческого Геракла, который в рамках западной культуры был величайшим мифологическим героем, олицетворяющим физическую силу и самообладание, а также политическое господство, и победу цивилизации над варварством. Вот такой глубокий символизм заложил Нострадамус в Североатлантический альянс в этом катрене, используя героев античной мифологии.
Стоит также отметить, что Логмион неоднократно встречается в катренах. Нострадамус указывает на его связь с таким загадочным персонажем как Селин, и отождествляет его не с каким-то альянсом, а с конкретной личностью, что может свидетельствовать о намеренном использовании им одного термина (Логмион) в разных значениях. И это срабатывает не хуже принципа, установленного ещё в XVI веке, – избегать при шифровании повторного использования одного и того же термина, и по возможности заменять его синонимом. С Логмионом обратная ситуация – разные значения, заложенные в одном термине, шифруют текст не хуже тех самых синонимов.
«Великий Логмион Византию приблизит» или «…к Византии приблизится», как можно увидеть в ряде переводов. Интересно, что в оригинале Византия со строчной буквы как в прижизненном, так и в посмертном изданиях «Пророчеств», и слово «великий» (grand) относится к Логмиону, а не к Византии, которая женского рода. Он не просто приблизится, а и «будет изгнана варварская лига», т.е. при этом будет разрушен какой-то союз.
Для многих интерпретаторов Византия в этом катрене – это либо современная Турция, либо Османская империя. Но так ли это? Если допустить, что речь в катрене идёт об эпохе Османской империи, то под Логмионом логично понимать не Североатлантический альянс, а Францию, учитывая кельтско-галльское (т.е. французское) происхождение Огмия. Но такое допущение будет противоречить историческому факту – у Франции были очень даже неплохие отношения с турками еще со времен Франциска I (1494 – 1547), основанные на борьбе с гегемонией Габсбургов в Европе. Так что говорить о постоянной распре между ними не приходится. Рассматривать же Византию, как современную Турцию, тоже нельзя. Такой интерпретации противоречат все строки после первой. Турция сама является членом НАТО с 1952 г., и никакие её лиги (союзы) не «изгонялись».
И мы приходим к выводу, что у Нострадамуса Византия в катрене 80(V) – это Россия с её имперскими амбициями, а не Турция или Восточно-Римская империя, основанная Константином Великим в IV в. н.э., которая исчезла с исторической арены за пятьдесят лет до рождения Нострадамуса. Как тут не вспомнить, что еще в первой половине XVI в. (современные Нострадамусу события) Московия объявила себя наследницей Византии и Третьим Римом. И это стало уже традицией у россиян объявлять себя правопреемниками канувших в Лету держав, а начали с Руси. И окончательно мы приходим к выводу, что первая строка катрена 80(V) говорит о приближении Североатлантического альянса к России.
«Варварская лига» во второй строке – это военно-политический союз социалистических стран «Варшавский договор». Не следует только буквально воспринимать слово «изгнан». «Варшавский договор» самораспустился 1 июня 1991 г. после смещения в 1989 – 1990 годах коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Французское chaser (chacier) в основном относится к охоте во всех её проявлениях: «разыскать», «преследовать животных», «отпугивать», «уничтожать», «гнать» и т.п. «Изгнан» надо понимать, как вынужденный шаг под действием сложившихся обстоятельств, что собственно и произошло – самороспуск, вызванный падением коммунистических режимов в социалистических странах.
«Два закона» в третьей строке – это две идеологии. Нострадамус не мог знать этого термина, он появился только в конце XVIII века во Франции. В его время функции идеологии исполняла религия, и слово loy, кроме привычного нам «закон», означало ещё и «религия».
«Из двух идеологий языческая отпадет». Здесь языческая идеология – это коммунистическая идеология, зарождение которой Нострадамус описал в трёхкатреннике [76(III); 67(III); 32(IV)]. В его первом катрене он также упоминает счастливое язычество, проповедуемое «различными сектами в Германии» (события середины XIX века). «Стадным раем» назвал такое счастливое язычество советский и российский историк, философ и политик Дмитрий Волкогонов.
Последняя строка катрена 80(V), думаю, не должна вызывать особых вопросов после анализа предшествующих ей, нужно только включить логику и вспомнить недавнее прошлое. Ясно, что речь идёт о нашей современности, и barbare – это не берберийский пират, как нам пытаются представить некоторые толкователи катренов, а житель Византии-России, так и оставшийся после 1991 г. в плену «языческой» (коммунистической) идеологии, хотя официально ее не существует. Такой себе Homo soveticus, в котором Нострадамус увидел рабские черты, и агрессивная война России против Украины их отчётливо обнажила. Совсем другая картина в бывших соцстранах Центральной и Восточной Европы, там действительно «Из двух законов языческий отпадет».
И franche, которое может переводиться как «франк» и как «свободный», конечно же в этой строке не подразумевает жителя Франции раннего средневековья, а свободного человека современной Европы. И постоянной распре между ним и российским Homo soveticus мы с вами свидетели.
После проведенного анализа трёхкатренник можно записать так:
51(V)
Жители Венгрии, Англии, Польши
И Чехии получат (войдут в) новый союз.
Для вступления в НАТО
Испанцы и Итальянцы затеют жесткое обсуждение.
65(V)
Внезапно пришедший страх будет велик,
От главных [участников] процесса скрытый.
И «горячая война» больше не будет видна,
Постепенно будут великие раздражены.
80(V)
НАТО к России приблизится,
Будет распущен «Варшавский договор».
Из двух идеологий коммунистическая отпадет.
Россиянин и европеец в постоянной распре.